Роль морського протесту в сучасному торговельному мореплавстві

Савич Ольга Сергіївна

Національний університет «Одеська морська академія», Заведуюча кафедрой морського права, кандидат юридичних наук, доцент

Міжнародне приватне морське право : матер. кругл. столу (26 квітня 2016 р., м. Одеса). – Одеса : Фенікс, 2016. – 78 с.

Стаття публікується мовою оригіналу (російська) нижче:

Значение торгового мореплавания для межконтинентального обмена товарами – бесспорно и экономически обосновано. Однако, риски, которым подвергается судно, груз, экипаж в процессе рейса никто не отменял. Да и необходимость защиты интересов судовладельца (перевозчика) –  актуальная жизненная необходимость. Согласно ст. 5 Конвенции ООН о морской перевозке груза 1978 года – перевозчику вменяется презумпция виновности [1]. Если что-нибудь случится в рейсе, грузополучатель или грузоотправитель будет предъявлять претензии к перевозчику, а он в сою очередь к капитану.

Для того чтобы капитан мог защитить себя и интересы судовладельца, исторически был сформирован институт морского протеста.

Определение морского протеста во многих словарях и справочниках в большей-меньшей степени похожи. В наиболее полном виде определение можно представить следующим образом: морской протест – официальное заявление капитана морского судна в порту прибытия нотариусу или компетентным должностным лицам о наличии чрезвычайного морского происшествия, в котором излагаются основные обстоятельства происшествия и меры, принятые экипажем судна для предотвращения либо уменьшения его последствий.

Ни один нормативный акт национальный или международный не дает перечня морских происшествий, в связи с которыми может быть заявлен морской протест. В любом случае, морское происшествие должно нарушить нормальный процесс судоходства и жизнедеятельности на судне. Например, посадка судна на мель, столкновение судов, резкие перепады температуры, сжатие судна льдами, разлив горюче-смазочных материалов по каким-либо причинам т.д. Все названные и не названные аварийные и неаварийные морские происшествия могут стать причиной повреждения судна, груза и причинения значительных экономических убытков судовладельцу, грузовладельцу и лицам, которые законно пребывают на борту судна.

Морской протест может быть заявлен практически в любом случае с целью доказательства добросовестного и компетентного поведения капитана и экипажа, для избежания или уменьшения любого ущерба [2, С. 61].

На момент заявления о морском протесте капитану необязательно знать, что возникли убытки и какие. Поэтому для совершения морского протеста достаточно иметь предположения о возникновении убытков от определенного события.

В сфере мореплавания важнейшим способом обеспечения доказательств является морской протест, применяемый как торговыми так и военными судами [3, С. 86].

Особенности морского протеста:

  1. Заявление о морском протесте нужно подать до предъявления претензий, до возбуждения судебного или арбитражного дела. В ряде стран суды, даже, не принимают к рассмотрению частные морские споры, если не был заявлен морской протест.
  2. Процессуальное оформление морского протеста осуществляется различными органами, имеющими право совершать нотариальные действия: нотариальные конторы, учреждения органов власти, учреждения подведомственные Министерству иностранных дел – консульства (ст. ст. 34- 38 Закона Украины "О нотариате") [4], а в отдельных странах – специальные чиновники (Ст 342 Кодекса торгового мореплавания Украины) [5].
  3. Право заявления морского протеста предоставлено лишь капитану морского судна (ст. 341 Кодекса торгового мореплавания Украины) [5]. Хотя в случае гибели капитана, следующий по званию офицер, будет выполнять функции капитана, и соответственно будет иметь право на заявление морского протеста.
  4. Необходимость заявления морского протеста в установленный законом срок, отличающийся от сроков, предусмотренных для других юридических актов защиты интересов должника. Пропуск этого срока лишает капитана судна права на оформление морского протеста. В соответствии со ст. 343 КТМ – это 24 часа [5]. Это срок одинаков во всех странах мира.
  5. Морской протест применяется только на морском транспорте.
  6. Заявление морского протеста, помимо обеспечения доказательств, переносит бремя доказывания обстоятельств морского происшествия на другую сторону, в чем заключается создание для судовладельца выгодного процессуального положения [3, С. 88]. Таким образом, не перевозчик должен доказывать свою невиновность, например, в повреждении груза, а грузовладелец – вину перевозчика.
  7. Возможность подачи заявления о морском протесте как непосредственно, так и по электронной системе связи. Время отправления письма о морском протесте рассматривается как юридический акт, равносильный представлению заявления о морском протесте.

С учетом ускоряющихся и ужесточающихся процессов, в сфере современного торгового мореплавания, институт морского протеста подстраивается под новые жизненные реалии. Это проявляется, например, в выдача коносамента под протестом. В том случае, когда стороны не могут прийти к согласию относительно оговорок, а отправитель требует чистый коносамент, в соответствии с правилами, действующими в порту, перевозчик может подписать чистый коносамент и одновременно заявить протест, оформленный, в последующем, в соответствии с действующими правилами. О протесте делается отметка в коносаменте перед подписью капитана.

В таком случае мы видим, что морское происшествие, как таковое, не произошло, а заявление о морском протесте сделано.

Ускоренный процесс погрузо-разгрузочных работ и соответственно их документальное оформление, не позволяет капитану самостоятельно выдерживать всю процедуру составления и оформления морского протеста. Мировая практика частично передала эти полномочия судовому агенту, как представителю судовладельца. То есть, капитан составляет заявление о морском протесте и вместе с другими документами по делу передает их агенту, который, в свою очередь занимается оформлением протеста у компетентного лица.

Данная ситуация не прописана в профильной нормативной базе Украины. Только в некоторых агентских соглашениях можно встретить соответствующие положения.

Также следует заметить, к сожалению, что в современный период капитаны не так часто прибегают к этому, исторически обоснованному, средству защиты интересов судовладельца. Почему – причины различны.

Резюмируя вышеизложенное, очевидно, что институт морского протеста как был актуален в былые времена, так и жизненно необходим для современного торгового мореплавания. Это связано с тем, что морской протест является, во-первых методом защиты интересов судовладельца, во-вторых – способом обеспечения доказательств, для защиты прав и законных интересов судовладельца.

Однако современные динамичные условия торгового мореплавания адаптируют исторический институт морского протеста к жизненным реалиям. В результате получается разрыв правового регулирования и современных отношений в исследуемой сфере. Соответственно, есть необходимость внесения дополнений в профильные национальные нормативные акты.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года : [Электронный ресурс] / Верховна Рада України / Законодавство України / Міжнародні документи / Режим доступа к док. : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_391, свободный. – Язык рус.

2. Железный Г.М. Судоводителям. Формирование доказательств судоводителем. Практическое пособие. / Г. М. Железный, А. И. Задорожный, В. Н. Щербак – Одесса, 2007. – 224 с.

3. Сидоренко А.В. Документальное оформление морских происшествий с украинскими судами / А. В. Сидоренко, И.А. Шалаева – Одесса: Латстар, 1999. – 167 с.

4. Про нотаріат: Закон України від 2 вересня 1993 року: [Електронний ресурс] / Верховна Рада України/ Законодавство України/ Режим доступу до док. : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3425-12, вільний. – Мова укр.

5. Кодекс торговельного мореплавства України від 23 травня 1995 р. : [Електронний ресурс] / Верховна Рада України/ Законодавство України/ Режим доступу до док. : http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/176/95-%D0%B2%D1%80, вільний. – Мова укр. 

30 Листопада, 2017
EngУкрРус
Колегія юристів з морського права України